Биоэнергия Ядерная энергетика Водородная энергетика Основные способы получения энергии Анализ процессов трансформации энергии Радиоактивные вещества Альфа-излучение Биологически значимые радионуклиды

Последствия радиационной аварии

При оценке доз облучения населения в результате аварии на АЭС различают три типа воздействия:

1) острое внешнее a- и g-облучение за счет проходящего облака летучих радионуклидов (минуты, часы после выброса);

2) острое и подострое внутреннее облучение вследствие радиоактивных выпадений из облака и потребления воды, молока, свежих овощей и другой пищи из загрязненного района (дни, недели после аварии);

3) хроническое облучение в результате потребления зерновых и корнеплодов, загрязненных долгоживущими радионуклидами (месяцы, годы после аварии).

В первом случае доминирующим источником радиационной опасности являются радиоактивные благородные газы (РБГ); во втором радиоактивные изотопы йода; в третьем изотопы 90Sr (стронций) и 137Cs (цезий). Наличие преобладающих факторов позволяет упростить расчеты и в каждом случае подготовить и реализовать меры по защите населения. В первом случае это укрытие или эвакуация, во втором и третьем радиометрический и дозиметрический контроль активности продуктов питания и обеспечение населения радиационно чистым продовольствием.

Радиоактивные вещества, выходящие из активной зоны реактора, подвергаются воздействию различных физических и химических процессов, в результате чего активность выброса существенно уменьшается. Происходит это в результате естественной конденсации и осаждения на поверхностях внутри помещений АЭС, вымывания продуктов деления системами орошения, улавливания радионуклидов фильтрами специальных систем очистки, и, наконец, радиоактивного распада. Выход осколков из топлива, перечисленные процессы и тип повреждений защитной оболочки главные факторы, определяющие радиоактивный выброс в окружающую среду.

Эффект выброса радионуклидов в атмосферу зависит от их активности и изотопного состава, параметров приземного слоя воздуха, плотности населения, количества животных, сельскохозяйственных угодий, жилых и других зданий в зоне влияния выброса, а также от возможности использования материальных ценностей для дальнейшего использования.

2.4. Средства локализации аварий

Главным средством локализации аварии на АЭС, как уже указывалось в выше, являются три защитных барьера на пути распространения радиоактивных веществ.

Дополнительным средством локализации источников радиоактивных загрязнений на АЭС является зональная планировка помещений и организация санитарно-пропускного режима.

В СССР разработана и сегодня применяется в России на АЭС защитная система, практически полностью исключающая проникновение летучих радионуклидов и радиоактивного пара за пределы помещений локализации. Основа этой системы легки, заполненные холодной водой, пространство над ними соединено обратными клапанами с дополнительными герметичными помещениями, так называемыми ловушками воздуха. При разгерметизации первого контура радиоактивный пар заполняет помещения локализации и паровоздушная смесь устремляется к конденсационным устройствам. Здесь эта смесь барботирует через воду и конденсируется, а воздух проникает под кожухи, открывает обратные клапаны и попадает в ловушки. В результате падает давление в помещениях локализации, что обеспечивает их герметичность.

На АЭС в процессе ее эксплуатации осуществляется тщательный контроль за корпусом реактора, а также всеми элементами первого контура. С этой целью используются телевизионные камеры с болыпой разрешающей способностью, различные методы дефектоскопии металла.

В последнее десятилетие получил развитие высокоэффективный метод дефектоскопии, основанный на регистрации акустической эмиссии. Принцип его состоит в том, что в процессе зарождения и развития микродефекта задолго до разрушения узла оборудования, работающего под нагрузкой, в нем происходят процессы перераспределения напряжений.

Финансово-кредитная и ценовая политика в области регулирования природопользования.

В мировой экологической политике все большее место начинает занимать принцип оплаты загрязнения окружающей среды, введение системы «рыночных» межгосударственных отношений. Необходимость использования рыночных инструментов в экологической политике была провозглашена ЕЭС и ОЕСД в середине 80-х гг. Они предусматривают штрафы за выбросы и их лицензирование, оплату расходов на ликвидацию загрязнения и его последствий, а также на мониторинг тем учреждением или лицом, которое нарушило установленные экологические нормативы.

Принцип «загрязнитель платит» завоевывает все новые и новые позиции в сфере природопользования и регулирования отношений человека с окружающей средой не только на национальном, но и на глобальном уровне.

Наиболее ярким проявлением рыночных подходов является межгосударственная «торговля воздухом» — квотами на выброс (эмиссию) парниковых газов.

С момента принятия Киотского протокола (снижение общих выбросов долгоживущих парниковых газов индустриально развитыми странами) обсуждение идеи торговать квотами не прекращается. Согласно Киотскому протоколу, можно продавать или передавать квоты назначенных уровней снижения выбросов странам-участникам. Правила «торговли выбросами», процедуры контроля и отчетности обсуждались затем на 4-й конференции Сторон РКИК ООН в ноябре 1998 г. в Буэнос-Айресе.

Многие страны заинтересованы в скорейшей реализации механизма продажи квот. Но большинство стран-участниц Конвенции ООН об изменении климата не спешат выполнять условия Киотского протокола. На 4-й конференций в Буэнос-Айресе участники не пришли к общему решению.

Для России вопрос продажи квот на выбросы имеет особое значение. Она сейчас находится в более выгодном положении за истекшее десятилетие выбросы сократились на 20%, чем в 1990 г., что связано с экономическим кризисом поэтому выполнить условия Киотского протокола будет несложно. Россия обладает запасом квот, которые могут помочь другим странам, а заодно дать России дополнительные средства.

 Россия поддержала инициативу США по торговле квотами на выброс. В рамках российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству достигнута договоренность о проведении эксперимента «ранней торговле» квотами на выброс. Вероятно также, что Россия в ближайшее время предложит такую сделку Японии. Однако пока нет единого мнения в том, как измерить выбросы и определить квоты. Неясно также, какие цены на квоты должны быть установлены. По некоторым оценкам, поглощение 1 т диоксида углерода будет стоить примерно 10 долларов США.

Возникающая при этом упругая волна может быть с помощью пьезопреобразователей превращена в электрические сигналы, несущие объективную информацию о дефекте и степени его развития.

Сбросные воды ГЗУ значительно загрязнены взвешенными веществами, имеют повышенную минерализацию и в большинстве случаев повышенную щелочность.

Восприимчивость живых организмов к токсичным веществам с повышением температуры обычно увеличивается.

Какое же влияние оказывают на природные водоемы отдельные загрязнители, характерные для ТЭС?


Системы автоматизированного контроля в районе АЭС