Курс лекций по информатике Монохроматические мониторы Видеоплаты Видеографическая матрица Стандарт SVGA Видеопамять Последовательные порты Протоколы коррекции ошибок Рабочие станции Сетевые адаптеры

Система состояла из графического монитора и комплекта плат. В своей полной конфигурации она занимала три слота в компьютере XT или AT, что по современным представлениям слишком много, но возможности ее были впечатляющими. В профессиональном графическом адаптере (PGA — Professional Graphics Adapter) в качестве аппаратных функций были реализованы трехмерное вращение и построение сечений. Благодаря собственному микропроцессору, адаптер мог выводить движущиеся мультипликационные картинки с частотой телевизионных кадров (60 кадров в секунду в стандарте NTSC).

Таблица 10.3. Параметры улучшенного графического адаптера (EGA)

АРА — графический режим.

С — стандартная (сплошная) развертка. Сетевой сервис с соединением предоставляет пользователю следующие возможности: средства для установления сетевого соединения с другими пользователями для обмена сетевыми сервисными блоками данных (ССБД).

Плата PGA и монитор предназначались для инженерных и научных целей. Их выпуск был прекращен с появлением семейства PS/2 и стандарта VGA. Режимы работы PGA приведены в табл. 10.4.

Адаптеры и дисплеи в стандарте VGA

Вместе с семейством PS/2, появившимся в 1987 г., фирма IBM разработала стандарт VGA (Video Graphics Array). Примерно в то же время появились адаптеры MCGA (MultiColor Graphics Array) с низкой разрешающей способностью и 8514 с высоким разрешением. Но они не получили широкого распространения и вскоре были сняты с производства.

Цифровые и аналоговые сигналы

В отличие от предыдущих видеоадаптеров, которые были цифровыми, адаптер VGA является аналоговой системой. Почему же в дисплеях решили перейти к аналоговым сигналам, если большинство других, традиционно аналоговых устройств, наоборот, становятся цифровыми? Цифровые компактдиски пришли на смену обычным грампластинкам, в видеомагнитофонах и видеокамерах устанавливаются цифровые ОЗУ, позволяющие делать стопкадры и даже осуществлять покадровый просмотр записей. В цифровом телевизоре можно смотреть несколько программ одновременно, деля экран на части или делая "врезки" других каналов в основное изображение. Почему же IBM решила перейти к аналоговым сигналам? Все дело в количестве цветов.

Большинство дисплеев до появления семейства PS/2 были цифровыми. Различные цвета в них формируются из основных — красного, зеленого и синего — простым запиранием или включением одной, двух или всех электронных пушек, что позволяет получить всего восемь (2 ) различных цветов. В дисплеях и адаптеpax фирмы IBM сигнал яркости позволяет удвоить количество цветовых комбинаций с 8 до 16, поскольку для каждого цвета можно задать один из двух уровней интенсивности. Технология производства цифровых дисплеев относительно несложная, а "цветовая совместимость" между различными компьютерами вполне приемлемая. Но количество цветов в них явно недостаточное.

В компьютерах PS/2 фирма IBM перешла к аналоговым видеосхемам. В аналоговых дисплеях, так же, как и в цифровых, для получения различных цветов используются три электронных пучка, но количество градаций интенсивности каждого из них увеличено до 64 (в стандарте VGA). В результате число возможных комбинаций (цветов) возрастает до  262 144 (64 ). Для компьютерной графики цвет часто имеет более важное значение, чем разрешающая способность, поскольку глаз человека воспринимает многоцветное изображение как более правдоподобное.

Благодаря монитору вы можете "общаться" со своим компьютером.

Монитор устанавливается сверху, рядом или встраивается в корпус системного блока. Как и любому другому устройству, ему необходим источник входных сигналов. Сигналы для монитора вырабатываются видеосхемами, находящимися внутри компьютера. В некоторых компьютерах, например, PS/2, видеосхемы располагаются на системной плате. Однако в большинстве случаев используются отдельные платы, которые устанавливаются в слоты расширения. Такие платы расширения, формирующие видеосигналы, называются видеоплатами, видеоадаптерами или графическими платами.

Устройство дисплеев

На сегодняшний день существуют несколько отличающихся друг от друга типов дисплеев. Наиболее распространены мониторы с электроннолучевыми трубками (ЭЛТ), аналогичными тем, что используются в телевизорах. На одном конце ЭЛТ расположена электронная пушка (в цветной трубке их три), на другом — экран, покрытый люминофором.

При нагреве электронная пушка испускает пучок электронов, которые направляются к другому концу трубки.  Фокусирующие электроды и отклоняющие катушки формируют и направляют электронный луч в конкретную точку экрана. При попадании на него электронного луча люминофор начинает светиться. Это и есть то самое свечение, которое вы наблюдаете на экране телевизора или компьютера.

Люминофор характеризуется параметром, называемым временем послесвечения. От него зависит, как долго будет светиться точка на экране после того, как закончилось ее активное высвечивание электронным лучом. Этот параметр должен соответствовать частоте сканирования, иначе изображение будет либо мерцать (при малом послесвечении), либо на нем появятся ореолы и "хвосты" (при длительном послесвечении).

Электронный луч быстро движется по экрану, прочерчивая линии слева направо и сверху вниз, и формирует при этом так называемый растр. Скорость, с которой луч движется по экрану, определяется частотой горизонтальной развертки.

В процессе развертки подсвечиваются те точки экрана, где должно появляться выводимое изображение. Яркость свечения точек зависит от интенсивности  (тока) луча. Так как послесвечение экрана обычно весьма короткое, для поддержания стабильного изображения развертка луча должна быть непрерывной. При этом происходит то, что называется регенерацией экрана.

Важно, чтобы допустимые частоты разверток монитора соответствовали тем, что формируются видеоплатой. Напряжения, поступающие на ячейки ЖК-экрана с пассивной матрицей, являются импульсными, поэтому такие дисплеи уступают по контрастности ЖК экранам с активными матрицами, в которых на каждую ячейку подается постоянное напряжение. Монохроматические мониторы примерно в три раза дешевле цветных.

Чересстрочная и сплошная развертка В мониторах могут использоваться чересстрочная и сплошная развертки. Нормы на излучение мониторов в указанных диапазонах частот установлены в новом шведском стандарте SWEDAC. Во всяком случае, прежде, чем покупать дисплей, внимательно изучите все его технические характеристики и убедитесь в том, что это действительно то, что вам нужно. Видеоплаты формируют сигналыу правления монитором. Сначала отсутствие графики огорчало только любителей компьютерных игр, но сейчас даже в самых серьезных экономических программах используются графика и цвет. Внешний вид и назначение выводов разъемов CGA показаны на рисунках 10.2 и 10.3. Назначение выводов выходного разъема EGA и разъема Р2 показаны на рисунках 10.4 и 10.5. Дополнительно устанавливаемая память размещалась в неиспользуемом адресном пространстве между верхней границей основной памяти и текущей памятью адаптера.

Скорость передачи данных в локальной сети