Курс лекций по информатике Монохроматические мониторы Видеоплаты Видеографическая матрица Стандарт SVGA Видеопамять Последовательные порты Протоколы коррекции ошибок Рабочие станции Сетевые адаптеры

Видеосистемы и их параметры

Благодаря монитору вы можете "общаться" со своим компьютером. Можно обойтись без принтера, дисковых накопителей и плат расширения, но работать без монитора невозможно. Работа без дисплея — это работа вслепую: вы не видите ни результатов работы, ни того, что вы вводите с клавиатуры.

Первые персональные компьютеры были слишком малы, чтобы в них можно было установить монитор. Все результаты выводились только на печатающее устройство. С появлением дисплея компьютер стал более привлекательным для широкой публики. Эта тенденция привела, в конечном счете, к появлению графических пользовательских интерфейсов, подобных Windows.

Видеосистема компьютера состоит из двух основных компонентов:

монитора (или дисплея) и

видеоадаптера (который называют также видеоплатой или графической платой). Стандарты транспортного уровня. В соответствии с эталонной моделью МОС транспортный уровень выполняет все необходимые процедуры для обеспечения надежной и эффективной передачи данных из конца в конец от одного пользователя (сеансового объекта) к другому.

В этой главе рассматриваются IBMсовместимые видеоадаптеры и подключаемые к ним дисплеи.

Мониторы

Монитор устанавливается сверху, рядом или встраивается в корпус системного блока. Как и любому другому устройству, ему необходим источник входных сигналов. Сигналы для монитора вырабатываются видеосхемами, находящимися внутри компьютера. В некоторых компьютерах, например, PS/2, видеосхемы располагаются на системной плате. Однако в большинстве случаев используются отдельные платы, которые устанавливаются в слоты расширения. Такие платы расширения, формирующие видеосигналы, называются видеоплатами, видеоадаптерами или графическими платами.

Устройство дисплеев

На сегодняшний день существуют несколько отличающихся друг от друга типов дисплеев. Наиболее распространены мониторы с электроннолучевыми трубками (ЭЛТ), аналогичными тем, что используются в телевизорах. На одном конце ЭЛТ расположена электронная пушка (в цветной трубке их три), на другом — экран, покрытый люминофором.

При нагреве электронная пушка испускает пучок электронов, которые направляются к другому концу трубки. Фокусирующие электроды и отклоняющие катушки формируют и направляют электронный луч в конкретную точку экрана. При попадании на него электронного луча люминофор начинает светиться. Это и есть то самое свечение, которое вы наблюдаете на экране телевизора или компьютера.

Люминофор характеризуется параметром, называемым временем послесвечения. От него зависит, как долго будет светиться точка на экране после того, как закончилось ее активное высвечивание электронным лучом. Этот параметр должен соответствовать частоте сканирования, иначе изображение будет либо мерцать (при малом послесвечении), либо на нем появятся ореолы и "хвосты" (при длительном послесвечении).

Электронный луч быстро движется по экрану, прочерчивая линии слева направо и сверху вниз, и формирует при этом так называемый растр. Скорость, с которой луч движется по экрану, определяется частотой горизонтальной развертки.

В процессе развертки подсвечиваются те точки экрана, где должно появляться выводимое изображение. Яркость свечения точек зависит от интенсивности  (тока) луча. Так как послесвечение экрана обычно весьма короткое, для поддержания стабильного изображения развертка луча должна быть непрерывной. При этом происходит то, что называется регенерацией экрана.

В большинстве дисплеев частота регенерации (которую называют также частотой вертикальной развертки) составляет около 70 Гц, т.е. экран "освежается" 70 раз в секунду. Меньшая частота регенерации приводит к мельканию, вызывающему усталость глаз. Чем выше частота регенерации, тем лучше для вашего зрения.

Скорость передачи данных в локальной сети