Тонкая клиенткая сеть Идентификация пользователей по имени Серверные Web приложения Репликация данных Беспроводные сети


Локальные компьютерные сети

Приложения локальных сетей и их лицензирование. Сетевая операционная система — всего лишь средство поддержки важнейших инструментов локальной сети. В этой лекции рассматриваются приложения, которые могут понадобиться вашим сетевым клиентам, и их взаимодействие с сетью.

Средства координирования Программное обеспечение для организации связи (communications software) зачастую зависит от сети. Оно используется для таких приложений, как электронная почта, отправление факсов, управление звонками (call management) и во многих других ситуациях, когда пользователям сети необ ходима связь друг с другом и внешним миром.

Лицензирование программного обеспечения Одно из замечательных достижений (и несомненных преимуществ) сетевых технологий — огромное упрощение проблемы установки приложений на сетевых клиентных машинах. Для установки и обновления программного обеспечения нет необходимости переходить от одной рабочей станции к другой с пачкой дискет — многие приложения можно установить на цен тральном сервере

Испытательные (условнобесплатные) версии программ (shareware). Как и коммерческие, испытательные версии программ содержат все функцио нальные средства коммерческой программы. Так же как и бесплатное или ограниченное опытное программное обеспечение, испытательные версии программ могут распространяться бесплатно. Если использовать их дольше оговоренного для испытаний срока (в зависимости от продукта 10, 30 или 60 дней ), то в соответствии с правилами лицензирования их требуется оплатить.

Разработка и реализация политики лицензирования

Управление сеансом Во время сеанса пользователь может работать с терминальным сервером так, словно он физически находится рядом с ним и использует его мышь и клавиатуру. Когда на клиентной машине выполняют приложение, загружают данные в память, обращаются к совместно используемым ресурсам в сети и, как обычно, работают под управлением операционной системы, то приложение использует процессорное время и память сервера.

Программное обеспечение и протоколы После рассмотрения вопросов, относящихся к оборудованию, самое вре мя поговорить о его поддержке со стороны программного обеспечения.

Планирование приложений и многопользовательские операционные системы Между работой системы Windows Server в однопользовательском и многопользовательском режимах имеется одно различие, связанное с планированием потоков. Он заключается в том, что серверная операционная система оптимизирована таким образом, что она предоставляет больший приоритет сетевым функциям, чем отдельным приложениям. По этой причине вы не только добьетесь большей локальной производительности от клиентной операционной системы, но и большей сетевой производительности — от серверной клиентной системы.

Требования к клиентной машине Требования к оборудованию клиентов терминального сервера варьируется в зависимости от оборудования клиентной машины и от того, что от нее потребуется при работе. Тип процессора и объем памяти зависят от следующих обстоятельств.

Тонкая клиентная сеть.

Тонкой клиенткой сетью называют любую сеть, в которой львиная доля общих ресурсов всех выполняемых приложений расположена на сервере, а не на клиентном компьютере. Этот термин по определению относится к сетям, поэтому он не касается небольших автономных компьютерных устройств типа PDA (Personal Data Assistant — персональный цифровой ассистент) и других специализированных компьютеров, исполь зующих операционные системы с лучшей, по сравнению с Windows, организацией. То, что делает тонкую клиентную сеть и вычислительную систему "тонкой", не связано с размерами операционной системы и/или с исполняемыми клиентом приложениями, а определяется тем, где именно в сети происходит обработка данных.

Примечание

Многопользовательская версия операционной системы Windows NT вовсе не является единственной доступной системой такого типа, например, в UNIX также поддерживаются функции терминального сервера. Однако для упрощения внимание фокусируется на тонких клиентных сетях на базе Windows NT Хотя детали работы других продуктов, поддерживающих многопользовательские серверы, могут и отличаться, но основные моменты, относящиеся к средствам обработки данных и их применению, остаются одинаковыми.

По своему уровню тонкие клиентные сети представляют собой возврат к концепции, примененной к мэйнфреймам — приложение локализовано на центральном сервере и доступно клиентным компьютерам, имеющим локальные вычислительные средства относительно небольшой мощности. Эта аналогия не вполне точна, поскольку современные приложения могут выполнять функции, не поддерживаемые мэйнфреймами, например, обра ботку текстов. Однако характер управления тонкими клиентными сетями напоминает средства, применяемые к мэйнфреймам.

Почему же произошел такой переход от централизованной вычис лительной обработки к персональной и обратно? Ведь ранее деловые приложения стимулировали развитие ПК. Они просто не могли работать в окружении, предоставляемом мэйнфреймами. Не все мэйнфреймы можно было считать непригодными для этих целей, но все новые и новые раз рабатываемые приложения требовали настолько интенсивной работы аппаратных средств, что эффективно исполняться в совместно используемом вычислительном окружении они уже не могли.

Возврат (по крайней мере, в некотором смысле) к тонким клиентным сетям подтверждается двумя достоверными тенденциями. Вопервых, они сложны для администрирования. Требуются довольно большие временные затраты на установку и обновление локально хранящихся приложений. Глобальные связи на основе сетей с коммутацией каналов Выделенные линии представляют собой наиболее надежное средство соединения локальных сетей через глобальные каналы связи, так как вся пропускная способность такой линии всегда находится в распоряжении взаимодействующих сетей. Однако это и наиболее дорогой вид глобальных связей - при наличии N удаленных локальных сетей, которые интенсивно обмениваются данными друг с другом, нужно иметь Nx(N-l)/2 выделенных линий. Для снижения стоимости глобального транспорта применяют динамически коммутируемые каналы, стоимость которых разделяется между многими абонентами этих каналов.


К тому же, ПК предоставляют сетевым пользователям пугающе обширный контроль над средствами расширения своих клиентных сред, что может означать большой объем работ по обратной реконфигурации этих сред в случае злоупотреблений. Вовторых, теряется много ресурсов клиентных компьютеров. Современные приложения весьма прожорливо потребляют ресурсы, однако они не всегда могут быть поддержаны мощными процес сорами и объемом памяти клиентных аппаратных средств Особенно это касается окружения, в котором сетевые пользователи активно работают с приложением лишь время от времени (локальная загрузка такого прило жения будет означать потерю поддерживаемых ресурсов).

Доступны ли тонкие клиентные сети всем и каждому? Заменят ли они собой ПКцентрический мир и не сделают ли ненужными средства, не требующие администрирования? Почти наверняка, нет По крайней мере, на конец 1998 г. тонкие клиентные сети не поддерживали множество пользователей и, уж совершенно точно, не подходили для всех приложе ний и всех вычислительных сред. Но для приложений, ориентированных на выполнение специфических задач или не требующих интенсивного взаимодействия с пользователем, они могут быть весьма полезны.

Общие принципы работы______

Тонкая клиентная сеть должна включать как минимум три элемента:

• терминальный сервер под управлением многопользовательской операционной системы;

• клиент (клиентную машину) под управлением любой операционной системы;

• протокол дисплея, являющийся протоколом канального уровня, уста навливающего виртуальный канал между клиентом и сервером при входе клиента в терминальный сервер и начале сеанса работы с сервером.

Сеанс начинается с момента входа клиентного компьютера в терми нальный сервер (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Клиент инициализирует сеанс работы с терминальным сервером

В течение этого сеанса вводимые клиентом щелчки мыши и нажатия командных клавиш передаются на сервер через установленный виртуальный


канал. Обратно через этот же виртуальный канал клиенту загружают команды визуализации растровых изображений, составляющих элементы пользовательского интерфейса (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Графические операции выполняются на клиентной машине, остальная обработка на сервере

Примечание

В терминальном сервере Windows (WTS) многопользовательской версии NT 4 при активном сеансе работы изображение на экране обновляется 20 раз в секунду Если же сетевой клиент приостанавливает работу, терминальный сервер замечает отсутствие активности и понижает скорость обновления до 10 раз в секунду до начала следующего пика активности клиента

Обработка изображений

Одна из команд обработки изображения, переданная клиенту, выполняется за счет ресурсов клиентного компьютера. Установленные на нем процессор и оперативная память практически полностью применяются для воспроиз ведения соответствующих изображений. Требования к клиентным средствам обработки уменьшаются. Вопервых, отображение имеет 256 цветов, поэтому изза отказа от сложных цветовых сочетаний требования к видеоадаптеру не слишком велики. Вовторых, по крайней мере, некоторые протоколы дисплея содержат средство кэширования клиента (client side caching), позво ляющее "помнить" изображения, которые уже загружались в течение сеанса. При использовании кэширования при каждом обновлении изображения на экране клиенту можно передавать только изображения изменившихся частей экрана. Например, если пиктограмма Microsoft Word уже была за гружена в клиентный компьютер, то нет необходимости загружать ее снова при обновлении изображения на экране. Данные хранятся в кэше в течение определенного времени и, в конце концов, "выбрасываются" из него с помощью алгоритма LRU (Last Recently Used — "наиболее давно использо вавшийся"). При этом хранимые в нем данные, которые не использовались наиболее продолжительное время, выбрасываются и освобождают место новым данным.

МОДЕЛИ И СТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Топология

Способ соединения компьютеров в сети называется топологией. При выборе конкретного типа сети важно учитывать ее топологию, поэтому, представим важнейшие топологии сетей.

Основными сетевыми топологиями являются линейная (шинная), звездообразная и кольцевая. Например, в конфигурации сети ArcNet используется одновременно и линейная, и звездообразная топология. Сети Token Ring физически выглядят как звезда, но логически их пакеты передаются по кольцу. Передача данных в Ethernet происходит по линейной шине, так что все станции видят сигнал одновременно.

Прежде всего следует запомнить, что файловый сервер (или просто сервер) - это центральный компьютер всей локальной сети, с которым тем или иным способом связаны рабочие станции (Workstations) - клиенты.

Топология  сети  типа  "звезда"

В сети с топологией "звезда" файловый сервер находится в центре (рис. 1).

Image4

Рис. 1. Топология "звезда"

Сеть такого типа имеет свои достоинства:

Повреждение кабеля является проблемой для одного конкретного компьютера и в целом не сказывается на работе сети

Просто выполняется подключение, так как рабочая станция должна соединяться только с сервером

Надежный механизм защиты от несанкционированного доступа

Высокая скорость передачи данных от рабочей станции к серверу

Недостатки топологии "звезда":

 Если географически сервер находится не в центре сети, то подключение к нему отдельных удаленных рабочих станций может быть затруднительным и дорогим

 В то время как передача данных от рабочей станции к серверу (и обратно) происходит быстро, скорость передачи данных между отдельными рабочими станциями мала

 Мощность всей сети зависит от возможностей сервера. Если он недостаточно оснащен или плохо сконфигурирован, то будет являться тормозом для всей системы

 Невозможна коммуникация между отдельными рабочими станциями без сервера


На главную