Художественная культура поздней Античности. Римская Античность

В IV – III вв. до н.э. Рим подчиняет себе весь Апеннинский полуостров; в III – II вв. до н.э. ему покоряются Карфаген, Греция и все Восточное Средиземноморье. Создается мощное военно-административное государство с хорошо отлаженным строем жизни, иногда напоминающим казарменный быт; работают новые «механизмы» управления обществом. Государство учится жить по законам и прививает своим гражданам правовое сознание. Постепенно в общественном сознании укрепляется убеждение, что закон может и должен гарантировать права и свободы граждан. На этом этапе культура открыла и продемонстрировала на практике особую форму сосуществования разных народов и культур, а также возможности централизованной власти.

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой. Республиканский период явился временем становления римской культуры.

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистическое искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого.

В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, в котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека – гражданина Римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

Художественная культура Рима носит более прозаический и прагматический характер. Римлян больше заботит проблема удобств и комфорта в быту, чем тонкости внутреннего мира человека. Они строят хорошие дороги, прокладывают акведуки, возводят общественные здания, где бурлит деловая, торговая и политическая жизнь. Римляне живут реальными, практическими интересами, а не идеалами. Но и им не чужды некоторые древнегреческие ценности. Патриции предпочитают давать своим детям греческие имена, их жизнь украшают предметы быта греческого происхождения, они заимствуют некоторые привычки и обычаи Древней Греции. Но дух греческой культурной жизни их не увлекает; римлянам чужда состязательность древнегреческой культуры. Римляне практичны, и им кажется бесполезным тратить время на дискуссии и философские споры, а вот занятие литературой для них не лишено смысла.

Литература – оружие, которое способно служить государству в воспитании граждан, в укреплении государства и прославлении его правителей.

В эпоху римских завоеваний искусство убеждать – красноречие – было составной частью художественной и политической культуры. Римские полководцы были, как правило, хорошими ораторами, – это помогало поддерживать дисциплину и воодушевлять воинов.

Школой красноречия был Сенат, где прославили свои имена Марк Порций Катон (234 – 149), противостоящий римской аристократии, Марк Туллий Цицерон (106 – 43) с его девизом: «Знай дело, слова найдутся» и многие другие.

В Риме появляется первая крупная частная библиотека. Она становится центром культурного общения и объединения не по культовым или профессиональным, а по культурным интересам – это кружок Сципиона – римского полководца, куда входили Полибий – историк, Теренций – комедиограф, Гай Лелий – юрист и другие видные граждане республики.

В I в. до н.э. эта традиция распространяется на другие города. Даже в маленьких городах Римской империи возникают подобные объединения. Широкую популярность получила «Вилла Папирусов» – настоящий греческий гимнасий. Вдохновителем этого кружка был философ-эпикуреец Филодем, именно его хорошо подобранная библиотека дала название вилле. К вилле примыкал сад, где были расставлены статуи греческих мудрецов, греческих и римских поэтов, правителей эпохи эллинизма. На вилле бывал Тит Лукреций Кар. В своей поэме «О природе вещей» он в поэтической форме раскрывает свое понимание природы, культуры, человечества. Лукреций настаивает, что подлинный герой страстно желает «сорвать с ворот природы запоры», смело шагнуть за ограду мира и мыслью и духом обнять всю безграничную Вселенную.

Складывается римская система обучения и воспитания, в основе которой лежала система образования эллинизма. Школа была частью городской жизни, и, хотя существовало домашнее воспитание, римляне предпочитали отдавать детей в эти школы. Они были убеждены, что делать все сообща – врожденное свойство людей, именно в школьном коллективе рождается полезный дух состязательности. В школе давали знания по литературе, грамматике, риторике.

В республиканском Риме открывают ценность поэзии. В жанре лирики не было равного по таланту поэту Гаю Валерию Катуллу. Темы его стихов — любовь, дружба, переживания человека. «Ненавижу и люблю!» – так начинается его стихотворение, обращенное к неверной возлюбленной.

Развивается и жанр комедии. Римский комедиограф Тит Макций Плавт (ок. 250 – ок. 184) занимается переложением греческих комедий на римский лад. Он мастерски объединяет несколько пьес в одну, заимствует удачные сюжеты и помещает их в римские условия. Из пьес Плавта до нас дошли поговорки и идиомы: «Человек человеку – волк», «Пустить козла в огород» и другие.

Другой римский комедиограф, Афр Теренций (190 – 159), африканец по происхождению, несмотря на то, что был рабом, после своего освобождения и благодаря таланту был принят в кружок Сципиона. В своих комедиях «Свекровь», «Братья», «Евнух» он проводит идеи гуманистического воспитания, ибо ему близки греческие идеалы меры и гармонии.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Однако они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые десятилетия жизни Римской республики, – бронзовая «Капитолийская волчица» – символ Рима – отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья.

Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он прослеживается с начала I в. до н. э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции. Римский скульптор ставит своей задачей не только точно передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, портретное сходство, но и выразить своеобразие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан республики лишены идеализации, они естественны и реалистичны.

С конца II в. до н.э. происходят серьезные изменения в архитектуре. В этот период складываются основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства. В первую очередь следует упомянуть о древних оборонительных стенах Рима, которые отличаются особой грандиозностью, будучи выложены из камней больших размеров. Их постройка относится к VI в. до н. э.

Особое место занимали римские дороги, которые были вымощены камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева дорога, построенная в IV – III вв. до н.э.

В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии.

Столкновение с греческим искусством привело к некоторым изменениям в римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.

Строительная практика обогащается новым материалом – бетоном. Это нововведение позволило увеличить размеры зданий, разнообразить их внешний вид и внутреннее устройство. Теперь можно возводить своды и купола больших размеров. Появляются сводчатые сооружения мостов, акведуков, складских помещений. Возник новый тип общественных зданий – базилика. В ее залах заседают суды, совершаются торговые и биржевые сделки. Появилась триумфальная арка, которая ставилась в честь героев-победителей. Изменилось отношение к архитектуре жилого дома. Он приобрел парадность. Стены жилого дома расписываются фресками. Дом окружает сад, а на внешние стены домов наносят пейзажи; утверждается культ облагороженной природы.

Оформляется центральная площадь Рима – Форум. На площади размещались основные общественные здания – сенат, суды, архивы, тюрьма, главные храмы, трибуна, с которой выступали ораторы. На центральной площади ставились прижизненные и посмертные памятники героям.

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки – учителя, секретари, советники – появляются в каждом знатном семействе, молодые аристократы Рима едут довершать свое образование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате на родном языке без переводчика и т. п. Однако эта эллинизация римской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала.


На главную